Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»

Адрес456604, Челябинская область, г.Копейск, пр-кт Победы, 50

Контакты администрации +7(35139)3-46-94 ds36@kopeysk-uo.ru

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении: трактовка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

          Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ребенок с ОВЗ); понятия, которое не является равнозначным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью».

          Дети с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении (далее -  ДОУ) по нормам федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) — несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

           К числу детей с ОВЗ могут быть отнесены следующие категории дошкольников:

  • с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении;
  • с дефектами зрения (слабовидящие, слепые);
  • с задержкой психического развития — нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных);
  • с тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии);
  • с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза;
  • с патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития);
  • со сложными комплексными (множественными) дефектами развития.
  • с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

          Показатель состояния здоровья детей возрастом от 0 до 18 лет определяют специалисты ПМПК посредством проведения специальных процедур тестирования, а также изучения медицинских заключений, выданных профильными врачами. Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффектного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития.

          !!! Статус инвалида присваивает Бюро медико-социальной экспертизы на основании оценки наличия стойкого расстройства основных функций организма, возникшего вследствие врожденных патологий, хронических заболеваний или травматизма.

ФГОС ДО для детей с ОВЗ: основные задачи

          ФГОС ДО для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития детей, их успешной социализации и последующей самореализации.  

          К списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДО относится:

  • создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей;
  • обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений;
  • развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития;
  • создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.

          Реализация инклюзивного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволяет скомпенсировать имеющиеся у малышей недостатки психофизического развития и открывает для детей с ОВЗ безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.

Положение о ППк МДОУ "ДС № 36"

11.09.2020

Понимаю и принимаю

15.01.2020

Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в сложном положении эмоционально, морально и психологически. Родителям очень важно принять этот факт и осознать, что "особенный" малыш более других нуждается в родительской любви и помощи.

Читать далее